Регистрация чужой торговой марки

Регистрация чужой торговой марки, обозначения уже хорошо известного потребителю, или набирающего известность и популярность на рынке… Увы но запрос подобный вынесенному в заголовок встречается на практике не так уж редко. Встречаются клиенты которые приходят именно с данной целью – зарегистрировать чужое обозначение на свое имя. Как правило здесь возможны две ситуации.
Первая, когда такое обозначение, как правило уже хорошо известное потребителю, или набирающее известность и популярность на рынке, по какой-либо причине не зарегистрировано на территории Украины или другой интересующий страны. Вторая, когда указанное обозначение зарегистрировано в качестве знака для товаров и услуг, но клиент все же хочет “такое же или похожее”.
Регистрация чужой торговой марки

В первом случае попытка регистрации, если обозначение не является общеизвестным или недостаточно сильно “раскручено” попытка регистрации вполне может закончится успешно.
Во втором случае как правило возможно предпринять действия имеющие целью обойти указанную регистрацию и получить свидетельство на знак для товаров и услуг Украины или другой страны.
Сразу скажу что делать это я своим клиентам категорически не рекомендую. Ибо подобные действия являются действиями недобросовестной конкуренции, и в большинстве стран мира, в том числе и в Украине, это нарушение законодательства. Соответственно даже если удастся получить такую регистрацию, она будет уязвимой с правовой точки зрения.
В целом, возможны два направления действий имеющих целью обойти имеющуюся регистрацию торговой марки и получить свидетельство на знак для товаров и услуг Украины.
Первое направление – попытка регистрация торговой марки в отношении неоднородных товаров. То есть тех товаров, в отношении которых исключается или маловероятно введение потребителя в заблуждение. Например, если торговая марка которую предполагается регистрировать, относится к продукции пищевой промышленности, при попытке регистрации в отношении товаров этой товарной группы весьма вероятен отказ (это однородные товары), но в отношении, к примеру, продукции машиностроения – вероятность отказа в регистрации торговой марки значительно ниже.
Второе направление – попытка уменьшить фонетическое (звуковое), визуальное (графическое) и семантическое (смысловое) сходство с уже зарегистрированным в качестве знака для товаров и услуг (торговой маркой) обозначением, то есть попросту имитация чужой торговой марки. Например, путем превращения словесного обозначения в изобразительное обозначение, использования в словесной части совместно с требуемым словесным элементом других, обладающих высокой различительной способностью словесных элементов. Здесь важно чтобы то обозначение, которое планируется к регистрации, имело минимальное сходство с уже зарегистрированным знаком для товаров и услуг (торговой маркой). Чем меньше сходство – тем выше вероятность регистрации в качестве торговой марки. Однако, одновременно, такой подход уменьшает вероятность восприятия потребителем таких товаров как имеющих отношения к торговой марке, и тем самым малопривлекательным с точки зрения регистрации.
В любом случае действия в отношении регистрации подобных обозначений противоречат правилам добросовестной конкуренции и, весьма вероятно, повлекут противодействие как со стороны экспертизы патентного ведомства, так и со стороны собственника уже зарегистрированного обозначения, от обжалования такой регистрации в апелляционном органе патентного ведомства, до обращения в Антимонопольный комитет, и подачи искового заявления в суд.
Соответственно, исходя из достаточно высоких репутационных, и, вероятно, также и финансовых рисков и издержек таких действий, я бы не рекомендовал регистрацию чужого обозначения, известного потребителю, в качестве торговой марки. Это конечно еще не обман и мошенничество в сфере интеллектуальной собственности, но уж точно не те действия которыми возможно сформировать положительную репутацию предприятия (фирмы) на рынке.
Действия по созданию и “раскрутке” вашей собственной торговой марки, превращению ее в бренд однозначно принесут гораздо большее материальное и финансовое удовлетворение, главное не забыть о необходимости регистрации такого обозначения, ибо если забудете вы, вероятно не забудет ваш конкурент, а то и попросту лицо желающее недобросовестно нажиться на результатах ваших трудов по превращению обозначения в торговую марку, а, возможно, и бренд. И это лишь одна из возможных причин для регистрации торговой марки (знака для товаров и услуг).

© 2014, А.И. Дейнеко. Все права защищены. Копирование разрешено на условиях указания активной прямой текстовой ссылки на адрес публикации http://patent.kh.ua/tm/prichinyi-dlya-registratsii-torgovoy-marki.html


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *